Крестовина - это ключевой элемент железнодорожного пути, обеспечивающий пересечение рельсовых нитей в одном уровне. В системе РЖД крестовины играют важнейшую роль в организации безопасного движения поездов при разветвлении путей.
Содержание
Устройство железнодорожной крестовины
Крестовина состоит из нескольких основных элементов:
- Сердечник - центральная часть, где пересекаются рельсы
- Усовики - направляющие элементы для колес
- Контррельсы - направляющие колеса в нужное русло
- Подкрестовинные брусья - основание конструкции
Основные типы крестовин в РЖД
Тип | Угол | Применение |
Обыкновенная | 1/9 - 1/11 | Станционные пути |
Симметричная | 1/6 | Стрелочные переводы |
Криволинейная | Переменный | Специальные конструкции |
Параметры крестовин
Основные характеристики крестовин:
- Марка крестовины (отношение ширины сердечника к длине)
- Тип рельсов (Р50, Р65, Р75)
- Конструкция (цельнолитая или сборная)
- Способ крепления к шпалам
- Материал изготовления
Эксплуатация и обслуживание
- Регулярный осмотр на предмет износа
- Смазка рабочих поверхностей
- Контроль зазоров и креплений
- Своевременная замена изношенных элементов
- Особый контроль в зимний период
Крестовины РЖД подвергаются значительным нагрузкам и требуют особого внимания при техническом обслуживании. От их состояния напрямую зависит безопасность движения поездов и плавность хода подвижного состава. Современные технологии позволяют увеличивать срок службы крестовин и улучшать их эксплуатационные характеристики.